Вернуться к обычному виду

Доктор по имени творчество

Доктор по имени творчество 24.04.2014

Длинные золотистые соломины послушно гнутся в тонких пальчиках пятилетней Тани. Изгиб за изгибом, узелок за узелком – неторопливо аккуратно они складываются в изящный, узорчатый соломенный канатик. В то, что он сделан детскими ручками, сначала как-то и не верится… 

«Что это такое красивое ты плетешь?» - вопрос немного смущает малышку. Не отрывая взгляда от своей работы, но все же мило улыбнувшись, девочка тихо отвечает: - Ободок. - Скажи правильно: «Я плету ободок», - предлагает малышке педагог.- Я плету ободок, - послушно повторяет девочка и уточняет: - Красивый. На голову. Танюша занимается в логопедической группе усть-лабинского детского сада № 16: с произношением некоторых звуков она пока не справляется. Эту проблему, естественно, лучше решить до начала обучения в школе. Оказывается, эффективным средством для этого могут быть не только занятия с логопедом.

На страницах нашей газеты мы уже рассказывали об Инва-студии, действующей при усть-лабинском Свято-Сергиевском храме при участии Фонда поддержки социальных инноваций Олега Дерипаска «Вольное Дело». Но помогает Инва-студия не только детям-инвалидам. Прекрасные результаты развития детей с ограниченными возможностями вдохновили руководство студии и управление образованием Усть-Лабинского района на экспериментальный проект.

- Практически в каждом детском саду сегодня существует логогруппа, - рассказывает заместитель начальника управления Наталья Тимонина. - Сюда зачисляют детей с нарушениями устной речи, а также с недостатками эмоционально-личностного и социального развития. Обычно это группа из 12 человек, с которыми помимо воспитателей занимаются логопед и педагог-психолог. Каждого из этих ребят позднее ждет решение районной педагогической медико-психологической комиссии: кто-то перейдет в общеобразовательную школу, а кто-то – в коррекционную.

Три года назад мы попробовали включить в программу логогруппы занятия с педагогами Инва-студии. Уж если декоративно-прикладное искусство и живопись приносят столько пользы даже деткам с тяжелыми недугами – нарушением деятельности опорно-двигательной системы и речевого аппарата – то почему бы не давать такие же занятия дошкольникам?

Когда ребенок имеет дефекты речи – допустим, заикается или шепелявит – ему трудно общаться. Стесняясь того, что его не понимают, дитя замыкается в себе и, как правило, ограничивает круг своего общения – старается вообще как можно меньше разговаривать с окружающими. Очень важно вовремя вывести ребенка из этого состояния и так подготовить его к школе, чтобы он смог успешно в ней адаптироваться и обучаться.

В апреле 2012 года пилотный проект подготовки к школе логопедической группы начался в городском детском саду № 4. Перед педагогами Инва-студии стояла задача: добиться того, чтобы все воспитанники логогруппы в итоге получили направление в общеобразовательную школу. В течение трех месяцев сотрудники Инва-студии занимались с ребятишками бисеро- и соломоплетением, рисованием и тестопластикой, развивали детскую психомоторику.

- Самое главное – их потрясающая методика! - продолжает Наталья Васильевна. – Во-первых, дети работают руками, а когда у ребенка задействована вся мелкая моторика, активизируется и мыслительная деятельность. Во-вторых, педагоги во время работы все время беседуют с ребенком. Разговор строится таким образом, что ребенок, абсолютно естественно и не обдумывая то, о чем он будет говорить, подробно описывает, что конкретно он делает, в какой последовательности и для чего, делится своими мыслями и впечатлениями.

Через три месяца эта уникальная система обучения и общения дала результаты, на которые мы надеялись: осенью ни один из воспитанников логогруппы, ставший первоклассником, не был отправлен в коррекционную школу. Так как опыт удался, работу решили продолжить. В том же садике набрали новых детей в логогруппу. Теперь уже наряду с педагогами Инва-студии заниматься с ребятами стали и воспитатели детского сада, обученные этому за время существования первой группы. Детки второй экспериментальной группы прошли семимесячный курс занятий. Результат поразил нас еще больше! Кроме того, что все они перешли в первый класс общеобразовательной школы, проведенное нами исследование показало: у большинства из них уровень развития резко повысился.

На сегодняшний день проект успешно продолжает работать. В детском саду № 4 логогруппа проводит его уже своими силами, а специалисты Инва-студии теперь трудятся в детсаду № 16 – там создано три логогруппы.

- На мой взгляд, это просто открытие! – призналась Наталья Васильевна. - Жаль, что мы раньше это не использовали. Со стороны может кажется, что дети вроде бы просто вяжут, плетут, рисуют, лепят – что тут необыкновенного? Но когда я лично присутствовала на занятии, видела процесс изнутри – все это происходит так спокойно и естественно, жизнерадостно, жизнеутверждающе, что детям помимо знаний передается настрой: «Мы знаем, мы умеем, мы к этому готовы, страха нет». Наблюдения показали, что и школьную учебную программу эти дети потом усваивают наравне с другими, а есть и такие, которые учатся даже лучше сверстников.

Вопрос о направлении в коррекционную школу Наталья Тимонина считает одним из самых болезненных для родителей: многие не хотят отдавать ребенка обучаться – одни боятся огласки, другие считают, что ребенок там только регрессирует, «пусть лучше в обычной школе тянется за теми, кто сообразительнее». Большинство родителей не понимают, что в коррекционной школе с детьми занимаются по особым программам, и у ребенка есть шанс позже перейти в общеобразовательное учебное заведение. Проект подготовки воспитанников логопедической группы позволяет предупредить этот момент: когда родители окажутся перед выбором – отдавать ребенка в коррекционную школу или нет. Поэтому работу планируется только расширять.

- Естественно, ничего бы этого не было, если бы не предложение и инициатива фонда «Вольное Дело», - говорит Наталья Васильевна. - Меня информировали, что дети-инвалиды занимаются в храме, но кто и как с ними в воскресной школе занимается, я не знала. Благодаря фонду «Вольное Дело», мы узнали друг друга и смогли применить это с пользой. Отказываться от этого мы однозначно не станем: обученные краснодарцами педагоги у нас уже есть – и в воскресной школе ЦПК «Верую», и среди воспитателей ДОУ.

- Проект действительно уникальный и единственный в своем роде, - подтвердил художественный руководитель по учебно-реабилитационной работе Инва-студии Василий Руськин. - Такой опыт работы у нас пока только в детских садах Усть-Лабинска. В дошкольном возрасте гораздо легче исправить дефекты речи или небольшие отклонения в развитии ребятишек. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок не привыкал воспринимать себя как отстающего и не предоставлял повод окружающим воспринимать его таковым. Конечно, мы рады, что проект признан успешным.

Помощница Василия Ивановича, краснодарский педагог-реабилитолог Любовь Чипилко 14 лет преподавала в интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи в станице Елизаветинской и уже 7 лет трудится в Инва-студии.

- Совершенствование координации движений, образного мышления, когда человек все это видит в пространстве, работа с психомоторикой, особая психологическая атмосфера, арттерапия, даже сами терапевтические свойства соломы – здесь свою роль играет абсолютно все, - говорит Любовь Андреевна. – В совокупности это дает колоссальный толчок интеллектуальному развитию. Не раз в моей практике я своими глазами наблюдала этот нелегкий, но действительно чудодейственный процесс: как дети с тяжелыми проблемами здоровья, которые надеялись в дальнейшем хотя бы где-нибудь устроиться на работу и суметь хоть как-то существовать самостоятельно, достигли такого уровня, что крепко «встали на ноги». Они имеют образование, достойную профессию, полноценные семьи. Среди моих выпускников есть парень, который сейчас занимается резьбой по дереву, освоил компьютерную графику, рисует и плетет просто шедевры. Есть мальчик, который работает в МЧС, есть юрист, есть девочка, достигшая больших успехов в парикмахерском искусстве, которая сейчас уже открывает свой салон. Несколько моих выпускников стали педагогами коррекционных школ. Эффективность нашего дела давно доказана, поэтому мы здесь, мы работаем с детьми и не сомневаемся – все не зря, все получится!


Ю. ВОЛГИНА, фото О. БЕЛУГИНОЙ.

Сельская новь» от 24 апреля 2014 г. №45 (13186)



Количество показов: 938

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru