Вернуться к обычному виду

Не последняя встреча

Не последняя встреча 10.09.2014

Осень 1973 года... Ошеломляющая новость быстро разносится по Усть-Лабинску: грузовик с неисправным тормозным управлением на большой скорости переворачивается и разбивается прямо в городском парке. Водитель и пассажир погибают на месте. И все это на глазах сотен людей, заранее собравшихся посмотреть на зрелище.

Но не будем больше запугивать читателя. Ведь никакой трагедии на самом деле не случилось. Страшная авария была всего лишь хорошо отрепетированной сценой снимаемого художественного фильма «Последняя встреча».

Не секрет, что в свое время наш район стал, если уж не Голливудом, то, бесспорно, одним из излюбленных мест для воплощения экранных идей советских режиссеров. «Огненные версты» (1957), «Стряпуха» (1965), «Железный поток» (1967), «Безбилетная пассажирка» (1978)…Все эти картины целиком или эпизодически снимались в узнаваемых усть-лабинских окрестностях. А год нынешний стал юбилейным для отечественной драмы «Последняя встреча», премьерный показ которой состоялся 40 лет назад.

«Роль Клима сыграл актер Владимир Меньшов, получивший первую премию за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Человек на своем месте» на Четвертом Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате в 1973 году…Перед каждым сеансом со зрителями встретятся исполнитель главной роли и директор картины», - гласит заметка-афиша в «районке» от 14 декабря 1974-го. Неудивительно, что залы всех трех кинотеатров города были в назначенный день переполнены. И не только из-за желания оценить новую картину и пообщаться с любимым артистом. Многие из наших земляков и сами стали полноправными участниками съемочного процесса и своего рода звездами местного масштаба, и теперь с удовольствием узнавали себя на большом экране.

Согласитесь, устьлабинца, уже избалованного масштабными концертами и встречами со знаменитостями в рамках ежегодного народного кинофестиваля «Земля отцов – моя Земля!», чем-либо удивить сложно. Мы привыкли к большим зрелищным мероприятиям и даже готовы к тому, что один раз в году (и чаще) прямо на улице города или любой станицы нашего района можно случайно натолкнуться на известного актера, режиссера, певца, побывать на его выступлении, беспрепятственно взять автограф на память. А ведь еще пару десятилетий назад культурная жизнь Усть-Лабинска мало чем отличалась от других провинциальных городов.

Оттого и период съемок художественного фильма «Последняя встреча» в 1973 году стал ярчайшим событием для жителей нашего города. В определенные режиссером для съемок места на улице рекой стекался народ. Для того чтобы успеть понаблюдать за работой актеров, взрослые спешили сюда с работы, а добрая часть школьников убегала с уроков. Кое-кому даже посчастливилось засветиться в кадре. И пусть фильм так и не получил широкой популярности, зато в культурной истории Усть-Лабинска оставил довольно яркий след. Участников и очевидцев захватывающего кинодейства мы и попытались разыскать спустя годы.

Но для начала напомним содержание фильма. Как оказалось, далеко не все (особенно представители молодого поколения) с ним знакомы. По сюжету писатель Павел Снегирев (играет Геннадий Сайфулин) приезжает в село, где во время войны был детдом, в котором прошло его детство, и встречает старого друга Клима Авилова (Владимир Меньшов). Колхозный бригадир не понимает и не принимает писателя, не сдержавшего обещанного слова вернуться в родной колхоз после армии, и тем самым предавшего дружбу. Их встреча - последняя в жизни. Друзья погибают, спасая колонну пионеров, случайно оказавшихся на пути неисправной машины.

В центральных эпизодах и трагическом финале ленты без труда можно узнать виды районного центра. Вот главные герои беседуют на скамейке около гостиницы, вот Клим Авилов выходит из продуктового магазинчика (ныне магазин «Домострой»), здесь он пересекает железнодорожный переезд на Заполотняной, разговаривает на проходной сельхозтехники, едет за рулем по улице Ленина.

Скажем честно, если с опознанием некоторых мест и зданий в кадре нам помогли старожилы города, то вот найти снявшихся в фильме земляков оказалось не так легко. Спасибо Интернету, социальные сети в данном случае оказались просто незаменимы. Отыскались и очевидцы, и участники съемок. Итак, знакомьтесь!

Геннадий Знайко, преподаватель физической культуры в Усть-Лабинском педколледже.

- На момент съемок фильма мне было 18 лет, только что закончил первый курс института и приехал в город на каникулы. И тут же узнал от друзей ошеломляющую новость: «У нас снимают кино!» Знаете, когда приезжает съемочная группа и заполняет всю гостиницу, завозит аппаратуру, это скрыть невозможно. Лично я стал свидетелем практически всех остросюжетных сцен. В ту пору это было каким-то неземным зрелищем! Работали в основном каскадеры. Больше всего, конечно, запомнились трюки с грузовиком. Старенький ЗИС разгонялся от улицы Красной, летел на большой скорости вниз и резко поворачивал у парка. А в парке должен был состояться кульминационный момент. Накануне там даже отодвинули памятник Ленину, хорошо обмотали электрический столб. Всю кабину грузовика изнутри уложили матами, так что перед экипированным каскадером (кстати, серебряным призером авторалли) торчал один только руль. Зрителей собралось человек 500, наверное. Несколько раз водитель разгонялся, пытаясь инсценировать аварию и перевернуть машину в парк – не получалось. На следующий день соорудили специальный трамплин из досок, с его помощью грузовик наконец перевернулся, как и было задумано. А из кабины на радость толпе выбрался невредимый каскадер с улыбкой до ушей. Ребята рассказывали, что потом эту машину вывезли в район памятника Муси Пинкензону, там взорвали и снимали горящую. Так что впечатления остались незабываемые!

Ольга Чернышова, участница пионерского отряда.

- Я в то время училась в первой школе в шестом классе. О съемках, конечно, была наслышана, но попасть на них не старалась. А в тот день у нас как раз проводилась контрольная работа по русскому языку. Вот я и отпросилась. Остальные ребята были из пятой школы. Несколько дней мы при полном параде маршировали перед парком. Члены съемочной группы вдоволь кормили нас мороженым (оно как раз на углу в ларьке продавалось). По сценарию при появлении машины мы должны были в испуге разбегаться. Естественно, никакой грузовик на нас не летел, такой эффект создали путем монтажа. И поэтому изобразить испуг долго не получалось, несмотря на то, что оператор просил представить, что мы получили двойку, что нас сейчас накажут родители. Наоборот, все веселились от души. И только когда режиссер строго-настрого пригрозил, что немедленно уберет со съемок засмеявшихся (и он действительно удалил нескольких детей), мы, испугавшись, сыграли как надо. Кстати, моя мама только вчера с удивлением узнала от меня, что я снималась в фильме, а муж поверил только после того, как показала ему свой крупный план на экране.

Татьяна Ковалева, вожатая пионерского отряда.

- Роль вожатой мне досталась совершенно случайно. На тот момент я училась в девятом классе и была председателем совета дружины в пятой школе. Вначале меня просто попросили сопровождать отобранных для съемок пионеров для поддержания дисциплины. Было прохладно, начало октября. Мы все одеты в плащики и куртки. Режиссер, Борис Бунеев, попросил ребят снять верхнюю одежду и остался очень доволен их внешним видом. А потом, обратив внимание на меня, поручил найти мне галстук и назначил выполнять роль вожатой. Есть в фильме момент, где я появляюсь еще раз, только раньше. Когда Меньшов с продуктовой сеткой в руках выходит из магазина, мимо него проходят две девушки в плащах – это мы с подружкой.

Удивительно, в обоих этих эпизодах я появилась на экране на какие-то секунды, а на улице потом после премьеры фильма люди показывали пальцем и с укором говорили: «Вот видишь, это из-за нее Сайфулин разбился!»

Комментирует Борис Семенютин (в 1973-м - госавтоинспектор отделения ГАИ отдела РОВД Усть-Лабинского райисполкома).

- На момент съемок эпизода летящей без тормозов машины движение на улице Ленина полностью перекрывали, поэтому случайных автомобилей в кадре вы не увидите. Все маневры на дороге, в том числе и в других автомобилях, выполняли каскадеры. А вот роль стража порядка, пытающегося жезлом остановить грузовик, выполнял самый настоящий сотрудник ГАИ, наш товарищ, старший лейтенант Петр Скороходов. К сожалению, его уже нет в живых. В то время нас в отделе работало 12 человек. Режиссер попросил выбрать для съемок наиболее подходящую кандидатуру. И наш начальник (на тот момент Василий Дьяконов) рекомендовал Петю. Оно и понятно – молодой, подтянутый, видный и достойный во всех отношениях милиционер. Мы за него только порадовались и поддержали.

Кстати, опасность ситуации, с катящейся под уклон машиной, многие почему-то считают преувеличенной. Мол, в реальной жизни такого бы не произошло, автомобиль давно бы успел остановиться, ведь еще у администрации уклон практически заканчивается, а до парка еще далеко. Как бывший автоинспектор поясняю, при угле наклона 40-45 градусов (от улицы Красной) без тормозов грузовик способен разогнаться до скорости 80-100 км/ч. Так что шансов на спасение при крутом повороте у героев фильма действительно не было.

Н. ПОПОВА

Любопытные факты

- Обязательными условиями при определении города для съемок было наличие в нем улицы с уклоном, упирающейся в парк, ясное хорошее освещение и по-летнему теплая погода.

- Первоначальное название фильма – «Ровесники».

- При съемке крупных планов воспитанников детского дома, а также при наказании героем Меньшова шалившего поливальным краном мальчишки, детей пришлось ругать по-настоящему. Только так режиссерам удалось добиться эффекта искреннего выражения и слез.

- После премьерного показа рабочей версии картины были учтены замечания и предложения устьлабинцев, внесенные в окончательный вариант фильма.

 

«Сельская новь» от 28 августа 2014 г. №95 (13236)


                              3.jpg        2.jpg        4.jpg



Количество показов: 1071

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru