Вернуться к обычному виду

Волшебство акварели

Волшебство акварели 18.09.2014

Усть-лабинским художникам и любителям живописи IX народный кинофестиваль «Земля отцов – моя Земля!» в этом году преподнес чудесный сюрприз. Его программу впервые украсила выставка Московской государственной Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки «Волшебство акварели».

Сам Сергей Николаевич – народный художник России и ректор Академии – приехал позднее и официально представил выставку 6 сентября, в день закрытия кинофестиваля. Но на протяжении трех дней с учениками местной художественной школы и просто желающими постичь тайны волшебства, которое рождается на обычном белом листе с помощью кисти и акварельных красок, проводила мастер-классы по акварельной живописи художник-педагог Лиза Андрияка – дочь прославленного мастера.

Блики холодные, тени теплые...

Картины Сергея Андрияки и лучших студентов Академии акварели и изящных искусств, не имеющей аналогов ни в России, ни за рубежом, расположилась в здании Усть-Лабинского историко-краеведческого музея. Там же, в одном из музейных залов, в окружении проникновенных пейзажей и дышащих свежестью натюрмортов, разворачивалось яркое и неповторимое действо – мастер-класс, где молодая художница щедро делилась творческим опытом с начинающими живописцами.

– Если вы научитесь писать акварелью, то освоить все остальные техники вам будет проще простого, - заверила Лиза ребят в самом начале.

И процесс пошел. Сладковато-душистому персику и черно-синей виноградной грозди предназначено быть увековеченными на холсте во всей своей сочной красе. От карандашного наброска до последних мазков, деталь за деталью Лиза «выписывает» каждую виноградину и пошагово комментирует происходящее на мольберте. Одновременно с ней на своей бумаге сосредоточенно рисуют девчонки и мальчишки. «Блики холодные, тени теплые… Можно холодным синим зайти немного по краю тени. Пока краска еще мокрая, все это успевает смешаться так, что у нас нет жестких границ, резких переходов… Вот так – прозрачно и воздушно… Света всегда больше, тени меньше… И никуда не спешите. Как только начнете спешить, сразу все испортите… Пытайтесь уловить характер этих полутонов и полутеней…» - и картинка обретает все более четкие очертания, наполняясь цветом, светом и даже, кажется, запахом и вкусом…

Два часа пролетели, как несколько минут. Осмотрев результаты выполненной работы, Лиза искренне хвалит юных творцов.

– Действительно хорошо, ребята – молодцы! Обычно работы начинающих, которые я вижу, гораздо слабее… - призналась нам художница после занятия. - Задача живописи – создать не то, что мы видим глазами, а образ, который производит на нас впечатление. Например, если вы фотографируете человека, вы можете «поймать» удачные кадры, иллюстрирующие его отдельные качества, какие-то интересные моменты. Но когда вы рисуете, вы видите и передаете образ человека в целом, его состояние, мир в его восприятии. Да и в том же натюрморте задача перед нами стоит – передать нечто большее, чем просто картинку. То, как вы к этому относитесь, каким образом это видите именно вы.

Существуют ли, на ваш взгляд, критерии успешности художника?

– В зависимости от того, что вы считаете успешностью. Для кого-то важнее творческий путь, а кто-то будет нацелен больше на популярность и финансовую стабильность. Отсюда и понятие успеха неоднозначное… В любом случае, живопись дает человеку простор для развития. Развивается не только навык рисования, а в первую очередь мышление. Потому что, когда рисуешь, невозможно не думать. Мыслительный процесс идет автоматически, причем на очень высоком уровне. Недаром настоящие художники (как, впрочем, и писатели, композиторы, актеры) в тот момент, когда заняты любимым делом, настолько поглощены работой, что до них просто не достучаться... У тех, кто учится рисовать профессионально, развивается совершенно иное видение реальности. Ты просто начинаешь воспринимать мир по-другому и уже никогда в жизни не будешь воспринимать его так, как раньше. Это факт... И даже если не всем из этих ребят суждено стать профессиональными художниками, занимаясь живописью, они получают опыт, который по-другому никак не получишь.

И все же талантливым художником рождаются или становятся?..

– Знаю, многие со мной не согласятся, и пусть это мое субъективное мнение, но я считаю, что становятся. Только для этого необходимо много работать и развивать свой талант.

Надо сказать, что Лиза покорила абсолютно всех, кто участвовал в мастер-классах или просто наблюдал за ходом работы: внимание, время, верный подход и нужные слова нашлись у нее для каждого обучающегося. Ребята наперебой говорили, что занятия им понравились, и они будут ждать следующего фестиваля – в надежде на новую встречу с полюбившейся наставницей.

Выставка - в Усть-Лабинске

Классическая музыка в живом исполнении встречала всех пришедших на презентацию выставки «Волшебство акварели» перед входом в залы музея. В назначенный час помещение мгновенно наводнилось народом - от мала до велика (самая маленькая посетительница – на руках у мамы). Публику приветствовала директор музея Татьяна Игнатова, и слово, конечно же, предоставили долгожданному гостю – Сергею Андрияке. Народный художник немного рассказал о том, как пришел в творчество и о главном своем «детище» – Московской Академии акварели и изящных искусств.

– Преподавая в своей Школе акварели, которой в этом году исполнилось 15 лет, я пришел к мысли, что обучение идет недостаточно эффективно, и надо что-то менять. Мне хотелось понять, можно ли научить рисовать любого? Сначала я пробовал какие-то способы в своей мастерской. Потихоньку сложилась методика. Построена она на том, что все задание, которое дает педагог, он должен сделать вместе со своими учениками. Это обязательное условие. Естественно, при таком подходе нужно отлично владеть тем, чему ты обучаешь, самому пройти определенную школу. Наблюдая нынешнее падение уровня профессионализма (не только в творческих, в самых разных профессиях), мне всегда хотелось улучшить эту ситуацию. Так у нас и возникла потребность создать высшее художественное учебное заведение, и оно работает уже три года. Понятие «изящные искусства» включает в себя все техники, которые сегодня востребованы: от академической живописи до освоения всех изобразительных техник (мозаика, скульптура, керамика, гончарное, ювелирное дело, миниатюрная эмаль, витраж и т.д.), причем осваивается все это путем коллективной практической работы.

Если говорить о моих работах, вся акварель с натюрмортами и цветами написана с натуры. Что касается пейзажей, природы, архитектуры, для этих работ есть карандашные зарисовки. Они писались по памяти. Крайне не люблю фотографию. Потому что есть фотографическая правда и есть художественная, и не надо их путать и переводить фотографию в живопись… Есть здесь и вещи, написанные в режиме реального времени публично. Пишутся сразу кистью без карандаша. Нужно сразу представлять себе конечный результат, тогда все будет получаться. В акварели есть еще одно преимущество – именно из акварели можно извлечь много света и цвета: сочетание многослойной и однослойной живописи дает такой цвет, которого другими материалами добиться трудно.

Среди почетных гостей выставки – президент фестиваля народный артист России Александр Панкратов-Черный.

– Я рад, что творчество Сергея Андрияки, любимое по всей России, дошло до Кубани! – сказал Александр Васильевич. – Это не просто художник, это целое направление в современной живописи. Школа Андрияки пользуется колоссальной популярностью и авторитетом. Как педагога его просто обожает молодежь, он в свою очередь всегда поддерживает молодых художников. Очень лиричный, он и по жизни очень светлый человек! Устьлабинцы – любознательный народ, который тянется к искусству и к живописи в том числе. А к живописи Андрияки – как не потянуться?! Потому что она русская, национальная, родная. Знаете, бывает, у художника агрессия какая-то исходит от картин. А у него – доброта и тепло. Домик с покосившимися воротами, которые так и хочется открыть и войти во двор... Букет, который хочется взять и подарить любимой. Глядя на эти храмы с золотыми куполами, хочется перекреститься, вдохнуть глубоко, о Боге подумать... Настоящий, русский, глубокий и очень добрый художник.

Присутствующая на мероприятии генеральный директор Благотворительного фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» Тамара Румянцева предположила, что в Усть-Лабинске вполне возможно и востребовано создание картинной галереи – местных авторов у нас предостаточно. В планах города на ближайшее будущее и сотрудничество молодых художников-устьлабинцев с московскими педагогами. Возможности для развития культурной сферы есть.

Выставка картин народного художника Сергея Андрияки и его учеников будет радовать нас целый месяц – только 6 октября она отправится обратно в Москву. Так что если вы еще не успели насладиться этим истинно чудным зрелищем, добро пожаловать в историко-краеведческий музей, и приятных вам эмоций.


Ю. Волгина.

"Сельская новь" от 16 сентября 2014 г. №103 (13244)



Количество показов: 964

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru