Вернуться к обычному виду

ОСАГО: дорого и быстро или дешево и долго

ОСАГО: дорого и быстро или дешево и долго 24.11.2014

Эту головоломку сегодня вынуждены решать все, у кого есть машина. Уже не первый месяц из разных уголков страны автолюбители подают сигналы SOS: с полисами ОСАГО происходит что-то нехорошее. «Нет бланков», «чужих не страхуем», «ОСАГО только вместе со страхованием жизни» - страховщики по всей стране словно сговорились! Ничем не лучше ситуация и в Усть-Лабинске. Телефоны в редакции буквально раскалены, электронный ящик с письмами переполнен: градус недовольства водителей зашкаливает. Пытаемся разобраться в ситуации с помощью экспертов.

ИЩУТ ДАВНО. НО НЕ МОГУТ НАЙТИ...

«Летом у меня закончился полис ОСАГО, и я как законопослушный гражданин самостоятельно прошел технический осмотр своего авто и обратился в офис страховой компании. Находящаяся там сотрудница при вопросе о заключении договора по ОСАГО ответила, что полисы имеются в наличии и, ознакомившись с моими документами, посчитала его стоимость и показала мне калькулятор. Цифра на экране была в два раза больше, чем в прошлом году, а именно 4 374 рубля. На мой вопрос: почему так дорого, она ответила, что произошло подорожание. Я попросил объяснить, почему настолько «подорожало», и оказалось, что, кроме полиса ОСАГО, мне посчитали и страхование жизни. В противном случае при моем отказе от страхования жизни мне полис ОСАГО не продадут».

Это выдержка из письма устьлабинца Алексея, пришедшего на нашу электронную почту. Фамилию свою адресат не назвал, да, если честно, она для нас и не важна в данном случае, потому что поводов усомниться в словах земляка нет. Примерно таким же был диалог и практически у каждого сотрудника нашей редакции со всевозможными страховыми агентами.

Все они ссылались на негласные распоряжения руководства о незаключении ОСАГО без приобретения дополнительных страховых услуг. А одна из компаний так и вовсе, желая избежать головной боли с автолюбителями, отказывала в страховании «автогражданки» всем «со стороны», мотивируя тем, что они сотрудничают только с постоянными клиентами, то есть новичку попасть к ним просто нереально, идет лишь пролонгация ранее выданных страховок.

На фоне «дорогих» страховок филиал одной из компаний выглядел этим летом белой вороной. Никаких дополнительных условий. Стоимость ОСАГО на порядок ниже, чем у конкурентов. С одной лишь оговоркой. Бланков нет, но можно записаться на очередь. На месяц-другой вперед. Как вам такая перспектива? Это при учете того, что, как правило, среднестатистический автовладелец «вспоминает» о страховке максимум за неделю до окончания срока ее действия, а то и в день X. На резонный вопрос: «А как же ездить?» - у фирмачей был заготовленный шаблонный ответ: «Неужели не решите эту проблемку на месте?!». Не будем сейчас говорить о том, что это призыв к нарушению ПДД, а остановим свое внимание на другом. Многие, очень многие, сочли за подарок такую запись на месячную очередь и очень разочаровались, когда узнали, что офис компании в городе закрылся.

Получается, что «счастливчики» энное количество дней рулили-таки без никакой страховки. Старая – просрочена, новой – нет! Вот уж, не пожелаешь никому даже бамперами притереться с таким незастрахованным авто.

- К сожалению, такие ситуации не редкость, - рассказывает капитан полиции, старший инспектор по административной практике РДПС Виталий Панов. – ДТП, просроченная страховка – очень нехорошее развитие событий. Конечно, чаще всего причина просрочки – банальная забывчивость, но от этого пострадавшей стороне не легче.

точка зрения

Но вернемся к полисам ОСАГО. А что думает обо всей этой ситуации человек, чей опыт в страховании измеряется десятилетиями? Мы побеседовали с общественным экспертом в области защиты прав потребителей страховых услуг Юрием Сюсиным.

- Юрий Осипович, почему появились проблемы с ОСАГО?

- На мой взгляд, ситуацию в этой области изменило Постановление пленума Верховного Суда России от 28 июня 2012 года, которое разъяснило судам, что на договоры страхования в определенной части распространяется действие Закона «О защите прав потребителей». Не буду скрывать от сотрудников страховых компаний того факта, что лично приложил к этому вопросу руку, неоднократно обращаясь на самый верх как от своего имени, так и от имени Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей, в которой я работал.

- И что же конкретно изменилось?

- Владельцы страхового полиса теперь вправе взыскивать компенсацию морального вреда, причиненную недобросовестным страховщиком, а также получили возможность судиться в своем городе или районе и не оплачивать госпошлину при обращении в суд. Страховщики, разумеется, были против таких новшеств. Ведь с момента принятия постановления сразу же увеличились объемы страховых выплат. Однако им еще далеко до пределов, установленных законом.

- Хотите сказать, что ОСАГО не такой уж убыточный вид страхования?

- Как сейчас страховщики считают убыточность и куда тратят деньги потребителей – это их дело. Зато определен минимальный уровень страховых выплат. Они должны составлять не менее 77% от суммы собранных взносов. К примеру, продали полисов на миллион рублей, а выплатили потерпевшим и пострадавшим 770 тысяч рублей. А теперь к реальным цифрам. По данным страхового надзора (сейчас он в составе Банка России), средний уровень страховых выплат по всем видам страхования упал с 53% в 2010 году до 47% в 2013 году. Еще ниже он был в первом полугодии 2012 года, но после принятия указанного выше Постановления стал немного подниматься. Вот тогда страховщики заговорили про убыточность ОСАГО. Хотя в 2012 году уровень выплат даже и по ОСАГО составил 53%, а в 2013 году – 58%. Это почти на 20% ниже того, что требует закон. Страховые компании игнорируют это требование, а ведь от этого зависят взаимоотношения с потребителями. Нам, потребителям, закон об ОСАГО в старой редакции тоже не нравился, но мы же страховались. О каких убытках можно говорить?

- Некоторые компании отказывают в полисе ОСАГО без дополнительных «добровольных» страховок.

- Знаю это не понаслышке, так как работал страховым брокером. В последнее время страховщики меня заставляли выписывать полисы без предусмотренной законом скидки за безубыточное вождение, а также навязывать дополнительные услуги. Делалось это устно, без подтверждающих документов. Я отказался работать на таких условиях. И сейчас люди постоянно звонят, жалуются и просят помощи. Но теперь я могу помочь любому, кто позвонит по тел. 8-928-419-87-39, только консультацией и советом (бесплатно), в интернете: Гугл Юрий Сюсин в защиту прав потребителей, о страховании или об ОСАГО.

- Почему все это происходит и что теперь делать владельцам авто?

- На мой взгляд, всему виной жадность, недальновидность страховщиков и непрозрачность бизнеса. Закон в новой редакции определяет, что если страховая компания, имеющая лицензию ОСАГО, отказывается страховать без дополнительных услуг, то работники подлежат административному наказанию в виде штрафа в 50 тысяч рублей. Но закон – только инструмент для защиты наших прав. А автовладельцы должны любым возможным способом фиксировать нарушения (сделать видео, записать разговор, привести свидетелей и пр.) и бороться за свои права - обращаться в вышестоящую компанию, дать ей понять, что вы знаете требование закона, что все нарушения вами записаны, и вы готовы их обжаловать в Центробанке, Федеральной антимонопольной службе, Роспотребнадзоре, прокуратуре или в суде, в конце концов. Если все будут молча переплачивать, никакой закон не подействует.

РОСПОТРЕБНАДЗОР РАЗЪЯСНЯЕТ

- В последнее время в адрес ТО Роспотребнадзора участились случаи обращений граждан, которые жалуются на навязывание дополнительных услуг при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), - рассказывает Анна Щеткина, главный специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском районах. - В том числе предложения так называемого добровольного страхования жизни, имущества, страхования от несчастных случаев всем, кто обращается в компанию за полисом ОСАГО.

Страхование жизни при страховании автомобиля оформлять вовсе не обязательно, как бы ни уверяли в обратном представители страховых организаций. Владелец транспортного средства вправе сам выбирать, какой вид страхования, не считая ОСАГО, он желает оформить. Принуждать к оформлению данного вида страхования компании не имеют права. Поэтому при отказе клиента от дополнительной услуги агент обязан оформить ему стандартный полис ОСАГО, т.е. страховая компания не вправе отказать в услуге по страхованию автомобиля.

Однако если же это произошло, то данные действия следует рассматривать не как свидетельство нарушения со стороны страховщика требований статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая подразумевает изначальное осуществление самого предмета потребительских правоотношений по поводу товаров (работ, услуг), а как «действия в обход закона с противоправной целью» (ст. 10 ГК РФ), приводящие к воспрепятствованию гражданину - владельцу транспортного средства - исполнить законную обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности.

С учетом данного обстоятельства рекомендуем гражданам, столкнувшимся с навязыванием заключения дополнительных договоров при заключении договоров страхования ОСАГО, зафиксировать необходимые доказательства, свидетельствующие о данных фактах, составить и направить в адрес страховой компании соответствующее письменное заявление о заключении договора ОСАГО (предложение-оферту).

Обращаем внимание, что указанное предложение-оферта может быть отправлено посредством ФГУП «Почта России» на официальный адрес страховщика/филиала страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления. Указанное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного гражданином предложения-оферты. Таким образом, в случае направления гражданином страховщику предложения-оферты о заключении с ним договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов, и не направления страховщиком в тридцатидневный срок с даты получения им этого предложения-оферты извещения о заключении договора, гражданин вправе обратиться с соответствующим заявлением с приложением копий предложения-оферты и уведомления о его вручении в:

- ФАС России либо его территориальный орган (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, т. 8(861)2536622, сайт to23@fas.gov.ru);

- Банк России либо его территориальное учреждение (Усть-Лабинское отделение Краснодарского головного отделения № 8619 Юго-западного банка ОАО «Сбербанк России»: г. Усть-Лабинск, ул. Красная, 287 а).

Кроме того, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, соответствующие жалобы могут направляться в органы прокуратуры.

И хотелось бы сказать, что точка в спорном вопросе поставлена, ведь все разъяснения настойчиво свидетельствуют о том, что страховщики, навязывающие дополнительные услуги, мягко говоря, не правы, но что-то подсказывает, что рынок услуг ОСАГО еще ждут немалые перемены. Как поведут себя в новых условиях компании, не знает никто, да по большому счету нам, рядовым автовладельцам, и не очень-то важно, лишь бы работали по закону…

Что изменится

С 1 апреля 2015 года вводится комплекс поправок в закон об ОСАГО в части выплат за вред жизни и здоровью:

1. Повышается лимит выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему со 160 до 500 т. р. В случае травм выплаты пострадавшим будут осуществляться по специальной таблице. За что правозащитники боролись много лет.

2. Упрощается порядок подтверждения факта причинения вреда здоровью в ДТП и порядок получения выплаты по ОСАГО.

3. Расширяется перечень выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего (по сравнению с Гражданским кодексом). При этом размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет 475 тысяч рублей – выгодоприобретателям, и не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение - лицам, понесшим такие расходы.

С 1 июля 2015 года вводится комплекс поправок по введению электронного ОСАГО.

С 1 октября 2019 года - безлимитный европротокол по всей России при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС.

Виктория ГОСТЕВА.

«Сельская новь» от 20 ноября 2014 г., № 130 (13271)



Количество показов: 1556

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru