Вернуться к обычному виду

Пластилиновые сказки или как дошколята мультфильмы делают

Пластилиновые сказки или как дошколята мультфильмы делают 10.12.2014

Наверное, не найдется такого человека, который не видел хотя бы однажды такие шедевры пластилиновой мультипликации, как «Пластилиновая ворона» или «Падал прошлогодний снег». Эти мультфильмы, снятые еще в начале 80-х режиссером Александром Татарским, уверенно завоевали любовь уже не одного поколения ребят, а оживающие на экране герои не перестают вызывать восторженных эмоций даже у взрослой части аудитории.

Оказывается, анимацию можно создавать и самостоятельно. Об этом еще мало кто знает, но с недавних пор пластилиновые мультики начали снимать в Усть-Лабинском городском детском саду № 4, куда мы и отправились чтобы познакомиться с авторами этого увлекательного процесса.

Удивительно, но операторам, постановщикам, мультипликаторам и звукорежиссерам фильмов нет еще и семи лет, зато они уже сами могут научить кого угодно снимать мультфильмы. Мальчишки и девчонки знают все о тонкостях этого трудоемкого дела – ведь они посещают специальные занятия по развитию речи. «Какая связь между отработкой звукопроизношения и созданием мультфильма?» - возможно, удивится кто-то. Да самая прямая, уверена учитель-логопед МБДОУ № 4 Ксения Матвеева. Именно ей год назад пришла идея разнообразить устоявшиеся правила коррекции чем-то не совсем обычным. Хотя изначально такого варианта построения уроков Ксения и сама не планировала. Молодой педагог переехала в наш район с семьей из Хабаровска. С работой повезло почти сразу – в детский сад требовался логопед.

- Сама задумка приобщения малышей к пластилиновой мультипликации не нова, она уже года три используется во многих дошкольных учреждениях страны, - признается Ксения Сергеевна. – А вот в нашем районе мы в этом направлении стали первооткрывателями. Идею подсказали сами дети. Как-то на одном из тематических занятий мы разговаривали про мультфильмы. Вопросов у ребят оказалось очень много – всех интересовало, как и из чего получается мультик. Тут-то я и подумала: а почему бы нам самим не попробовать все узнать на практике? Неужто не справимся? Плюс ко всему мультипликация – это ведь очень интересная и эффективная технология по исправлению звуковой культуры речи.

Главное - терпение

И работа закипела. Конечно, к съемкам приступили не сразу. Сначала детишек познакомили с разными видами мультфильмов и опытным путем выяснили, что создавать рисованные или кукольные шедевры слишком сложно. А вот пластилин оказался в самый раз!

Первый мультфильм дошколят «Сказка… А может быть, не сказка…» не только не получился «комом», но даже стал участником Всероссийского конкурса по правилам дорожного движения среди юных мультипликаторов. Продолжительность фильма составила пять минут, а это целый месяц упорного труда. Над созданием собственного кино трудились три группы. Воспитанники сами лепили героев, снимали и озвучивали. В итоге получилось более тысячи кадров. А озвучку провели в профессиональной студии при факультете журналистики Кубанского госуниверситета.

- Скажу честно, было очень сложно. Ребята еще совсем не знали технических деталей создания мультфильма. На его примере мы со всеми процессами и знакомились, - рассказывает Ксения Матвеева. – В первую очередь с профессиями – кто такие, например, режиссер, оператор, аниматор, декоратор, усваивали терминологию. А затем приступили к самому трудоемкому процессу - съемке. Это и для взрослого работа не из легких, а для ребенка и подавно. Ведь для того, чтобы создать иллюзию движения, перемещать персонажей приходилось буквально на миллиметры. Фигурки выскальзывали, падали на пол и вообще вели себя не так, как нам нужно. Сколько было пролито слез и потрачено нервов! Выдержки у малышей не хватало, они хотели быстрого результата и поначалу вообще думали, что персонажи в мультфильмах живые, которые сами все делают. Когда же они поняли, что для одного движения нужно отщелкать как минимум 100 кадров, а потом прямо на фотоаппарате мы их быстро прокрутили, они, наконец, убедились, что он «ожил».

Вместе с детьми познавать азы мультипликации пришлось и самой наставнице. Ксения перечитывала стопы специальной литературы и перерыла Интернет (благо информации везде оказалось предостаточно). Серьезных средств в реализацию задуманного вкладывать тоже не пришлось. Фактически были необходимы лишь компьютер и программа для монтажа в нем, фотоаппарат, штатив и желание работать. Все это у творческой группы имелось. Оставалось только запастись терпением. Ведь на то, чтобы снять пластилиновое кино продолжительностью одна-две минуты, нужно потратить не одно занятие - выбрать сюжет, изготовить вручную персонажей и декорации, набрать на цифровую фотокамеру более 200 кадров, озвучить и смонтировать. Впрочем, теперь маленькую съемочную группу поддерживают родители, которым очень понравилось увлечение детей. После небольшого мастер-класса мамы и папы вместе со своими чадами с увлечением приступили к производству мультиков в качестве домашнего задания. Правда, работа включала только съемку. Озвучивание и монтаж происходило уже в саду.

По ту сторону экрана

Сегодня в четвертом детсаде две группы компенсирующей направленности (старшая и подготовительная) почти профессиональных мультипликаторов. Без шуток – ведь в кинокопилке ребят собралось уже более 10 готовых мультфильмов, в том числе и созданных при участии родителей. Кстати, судя по оживлению, царящему за столом в групповой комнате, без труда можно было догадаться: там опять происходит что-то интересное. Мы не ошиблись – ребята увлеченно разбирают пластилин. «Я буду собачку лепить! А я – жирафа! А я домик!» - и под руководством воспитателя тут же начинают рождаться новые персонажи и декорации.

Кое-кто из пришедших пораньше родителей с любопытством наблюдает за дружной работой.

- Даже не думали, что настолько это интересным окажется для нас, взрослых! – признается мама шестилетнего кинохудожника Димы Оксана Кирсанова. – В нашем сюжете нам нужно было закрепить звук «Р». Нашли подходящий стишок, стали снимать. Для этого даже пришлось оставить все домашние дела, вначале лепили, потом еще несколько часов фотографировали, передвигали, выстраивали свет. И даже наш папа, человек совсем не творческий, подключился к процессу. Очень сближает, надо сказать!

- Это был фильм о мальчике, который без разрешения съел арбуз у бабушки! – поясняет нам Дима. – Мне понравилось озвучивать, но и фотографировать я тоже умею! Знаете сколько кадров надо снять за секунду? Целых двенадцать!

А Руслан Гургенидзе настойчиво хочет показать свое маленькое творение и увлекает нас в соседний логопедический кабинет, где обычно и происходит все основное таинство рождения мультиков.

- У Вовика дудка! У Бобика – будка! – проигрывается на экране веселый незатейливый сюжет, в то время как юный автор с гордостью и восторгом поясняет: «Это делал я!»

- Они могут пересматривать свои мультики хоть по десять раз, и каждый раз это море эмоций! – комментирует логопед. Когда впервые собираем ребят для коллективного просмотра итога нашей общей работы, реакция бывает всегда очень бурной, и поэтому мультфильм приходится смотреть несколько раз подряд, прежде чем они немного успокоятся, перестанут кричать: «Вот это я лепил! Это я озвучивал!», а начнут слушать то, что говорится с экрана.

Кстати, четких распределений обязанностей при съемке у нас нет, все хотят поучаствовать и в роли создателей персонажей, и художников по декорациям, и снять, и озвучить. Творческие споры и яростное отстаивание своей позиции у нас разгораются не меньшие, чем в настоящей киностудии. Но стараемся, чтобы свой вклад в работу внес каждый ребенок, даже если это будет хотя бы воссоздание какого-то звукового эффекта, вроде шелеста листьев или рычания собачки за окном. А параллельно со съемкой мультфильма у нас идет и съемка фильма о фильме, то есть ролика о том, как выглядел весь рабочий процесс со стороны. И это, поверьте, не менее интересно! Кроме того, создателей мультфильмов ожидают самые настоящие грамоты и дипломы за участие. Вот уж сколько радости бывает при награждении!

По словам Ксении Матвеевой, покорять новые анимационные вершины дошколята будут и далее. Авторской группой, в которую вошли воспитатели и учителя-логопеды, уже разработана пластилиновая технология. И кто знает, быть может лет через 20 на экранах страны появятся творения новых татарских и мериновых, когда-то сделавших свои первые шаги в искусстве в стенах одного из Усть-Лабинских детских садов…

   

Н.ПОПОВА.

«Сельская новь» от 9 декабря 2014 г., № 138(13279)


                                                                                                     13279 sadik1.jpg

 



Количество показов: 809

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru