Вернуться к обычному виду

Как строят заводы. Опыт АгроХолдинга "Кубань"

Как строят заводы. Опыт АгроХолдинга "Кубань" 04.03.2015

Андрей Олейник, управляющий директор агробизнеса группы «Базовый элемент», рассказал The Village о том, как шло строительство нового завода АгроХолдинга "Кубань" и во сколько оно обошлось.


Как принимается решение

Когда объём производства свинины в холдинге стал значительным, мы поняли, что большую часть прибыли, которую мы отдаём переработчикам, мы могли бы оставлять себе, и решили построить свой мясоперерабатывающий завод. Кроме того, в Краснодарском крае есть дефицит мясоперерабатывающих комплексов и мяса собственного производства (край производит на 150 000 тонн мяса в год меньше, чем потребляет). Это гарантировало, что у нашей продукции будет сбыт.

Инвестиционный и строительный департаменты холдинга разработали бизнес-план проекта: в нём было прописано, какую продукцию планируется выпускать, в каком объёме, какие инвестиции нужны, каковы рентабельность проекта и сроки его окупаемости. Затем план был вынесен на рассмотрение совета директоров. Совет директоров может принять его, отклонить или попросить доработать. В нашем случае сразу было принято положительное решение.

После того как бизнес-план одобрен, начинаются поиски проектного института, который совместно с инвестдепартаментом будет разрабатывать проектную документацию, по которой работают строители и технологи. Одновременно начинается поиск финансирования и переговоры с банками. Большие инвестпроекты в основном реализуются на заёмные средства – это общемировая практика.

Рассмотрение проекта на кредитном комитете банка занимает месяц-полтора. На поиск финансирования в лучшем случае уходит от трёх до шести месяцев, но он может длиться и несколько лет. Чтобы подготовить проектную документацию, нужен примерно год.

Мы начали подготовку строительства в 2007 году. Подготовили проектную документацию, частично оплатили оборудование, а потом начался кризис, и проект был заморожен. В 2010 году мы возобновили работу и стали искать финансирование, но деньги нашли только в 2012 году. Всего инвестиции в строительство составили 1,1 миллиарда рублей. Около 30 % – это расходы на оборудование, 40 % – на строительство и 30 % – на коммуникации. Мощность нашего завода – 8 400 тонн мяса в год; такой завод считается средним по размеру предприятием. Для понимания: такой завод может обеспечить мясом 100 тысяч человек (исходя из рациональной нормы потребления мяса в 75 килограммов на человека в год). Примерно столько как раз живёт в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, где находится завод. Наш завод закрывает примерно 6 % дефицита мяса в Краснодарском крае.

Деньги на строительство

Процесс получения кредита на реализацию инвестпроекта отличается от процесса одобрения кредита на покупку, к примеру, машины. В случае с частным лицом банк оценивает только платёжеспособность клиента. При строительстве заводов оценивается ещё и сам проект, банк требует обеспечения в виде ликвидных залогов, страховку от несчастных случаев. После одобрения кредита представители банка раз в квартал проводят аудит технологической и строительной части проекта: смотрят, строится ли завод, соответствует ли он заявленному проекту, идут ли деньги именно на стройку.

Каждый кредитный договор – это индивидуальное решение. Его условия зависят от качества заёмщика: чем лучше компания, тем ниже процент и длиннее срок кредитования. В России банки, как правило, не дают кредиты более чем на три года. Это неправильно: все проекты в сельском хозяйстве имеют длительные сроки окупаемости, поэтому сельскому хозяйству нужны «длинные» деньги. 

У сельхозпроизводителей должен быть доступ к кредитам не менее чем на восемь лет, потому что любой проект в сельском хозяйстве начинает окупаться примерно через пять лет. До кризиса средняя ставка по долгосрочным кредитам составляла порядка 14 % годовых. Сейчас банки предлагают 32–35 % – понятно, что по такой цене деньги никто не берёт; проектов с рентабельностью, которая позволила бы окупить такую ставку, нет.

У нас уже был участок земли в городе Усть-Лабинске Краснодарского края, надо было получить разрешение на строительство и согласовать технические условия от разных служб. Например, я прихожу в газовую службу и говорю, что мне нужен определённый объём газа. Она соглашается, но просит что-то отремонтировать. Это входной билет, это разрешено законом. Так же обстоят дела с подключением к остальной инфраструктуре, необходимой для работы предприятий, – электричеству, водоснабжению и канализации.

После получения технических условий выбирается генподрядчик. Он несёт ответственность за всю стройку: закупает материалы, нанимает субподрядчиков, составляет график работ, контролирует сроки и качество. Мы как заказчик платим ему деньги за работу и стройматериалы, а также контролируем ход работ на площадке.

Наш завод был построен за два года. Были и нестандартные ситуации. Например, некоторые помещения, которые должны быть в конце технологической линии, проектировщик по ошибке заложил в её начале — проект пришлось переделывать уже в ходе строительства. Иногда бывало, что кабель подводили не в то место и его нужно было переносить; что часть крыши построили без снегоотбойника. Такое бывает на любой стройке.

Подготовка к работе

После завершения строительства нужно, чтобы объект приняли газовики, электрики и стройнадзор. На мясоперерабатывающих предприятиях приёмку также проводит ветеринарная служба, которая сертифицирует завод на соответствие требованиям биобезопасности. Важно, чтобы предприятие правильно утилизировало биоотходы, имело систему санитарной обработки на входе – требований много.

Параллельно с проверками на заводе идут пусконаладочные работы. Сначала все коммуникации и оборудование тестируются по частям вхолостую и без загрузки сырьём. Потом всё проверяется в комплексе: работает ли линия, есть ли неполадки. Потом на завод начинают подвозить сырьё. Сначала линии работают на минимальной мощности, потом мощность постепенно наращивают. Наш завод начал работать в январе этого года, пока он работает на половину мощности, на полную проектную мощность выйдет в мае.

Получение разрешений и пусконаладочные работы могут занять три-шесть месяцев, если нет критических ошибок. Инспектор может попросить что-то переделать и приехать для проверки ещё раз.

Поиск сотрудников

Что касается инженерного персонала, то мы принимали инженеров на работу, когда начали монтировать оборудование. Это нужно для того, чтобы специалисты знали, как монтировалось оборудование, и видели проблемные места. Набор технического персонала мы начали за полгода до запуска. Мы не использовали кадровые агентства для поиска сотрудников: рынок узкий, все друг друга знают, и смысла платить агентствам нет. Использовали рекрутинговые сайты и личные каналы. Некоторые кандидаты обращались сами, после того как узнавали о заводе.
Фактически весь персонал у нас из Краснодара, за исключением генерального директора, который решил переехать в Усть-Лабинск из другого региона. 

По нашему опыту, люди соглашаются на переезд, если работа интересная.

Есть дефицитные специальности – например, обвальщик, который отделяет мясо от костей. Его работа похожа на труд хирурга. От него зависят скорость работы завода и качество мяса. Таких людей приходится искать и переманивать. Всего на нашем заводе, после того как он выйдет на полную проектную мощность, будут работать 200 человек. 70 % сырья для завода обеспечивают наши свинотоварные фермы. Остальные 30 % – это поставки из Краснодара, Курска, Белгорода. Наш завод пока занимается только так называемой первичной переработкой мяса, производит туши, полутуши и субпродукты. Мы поставляем их на мясоперерабатывающие комбинаты, которые занимаются вторичной переработкой и производят колбасу и другие изделия. Собственную вторичную переработку мы планируем наладить к концу 2015 года.

Источник: сайт АгроХолдинга «Кубань»

http://www.ahkuban.ru/



Количество показов: 840

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru