Вернуться к обычному виду

Отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК ЦНЗ

17.04.2014

Порядок приобретения и использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты

Порядок приобретения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) какими-либо нормативными правовыми актами не регламентируется.

Рекомендуется следующий алгоритм приобретения и использования СИЗ.


Определение потребности в СИЗ

Эти сведения получают по совокупности результатов аттестации рабочих мест (c 1 января 2014 года СОУТ), требований Типовых норм бесплатной выдачи работникам организаций СИЗ и Межотраслевых правил обеспечения работников СИЗ (далее — Правила СИЗ), утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н. Составляется перечень СИЗ, необходимых для разных должностей и профессий, а также их количество и срок использования.

На основании этого перечня составляются локальные нормы обеспечения СИЗ, которые утверждаются руководителем организации или входят как отдельный раздел в Коллективный договор.

На основании локальных норм структурные подразделения организации составляют ежегодные заявки на СИЗ с указанием размеров (ростов) СИЗ, а также с указанием пола пользователя (для СИЗ). Эти же сведения заносятся в карточки личного учета выдачи СИЗ.

Приобретение СИЗ

Служба, отвечающая за снабжение предприятия, выбирает поставщиков СИЗ и осуществляет закупки, основываясь на данных заявок структурных подразделений. Важно отметить, что в выборе приобретаемых СИЗ обязательно должен участвовать специалист по охране труда, иначе из-за поиска наиболее дешевых изделий могут быть проигнорированы защитные свойства СИЗ.

Каждое средство индивидуальной защиты должно соответствовать требованиям нормативных документов. Удостоверением этого служит сертификат соответствия. К сожалению, на рынке СИЗ может присутствовать контрафактная продукция и продукция, не имеющая сертификатов или имеющая фальшивый сертификат. Как определить подлинность сертификатов?

Сертифицированная продукция может быть маркирована знаком соответствия и независимо от этого должна сопровождаться заверенной копией сертификата.

Во-первых, следует определить, относится ли данная копия сертификата к выбранной продукции. Если это действительно так, то код ОКП на продукцию (он указан в документах на изделие — техническом описании, технических условиях, указании по эксплуатации) должен совпасть с кодом ОКП, помещенным в копии сертификата. Должна совпасть также информация об изготовителе, указанная в сертификате, с информацией в документах на изделие.

Во-вторых, необходимо определить, не подделана ли копия сертификата. Название органа по сертификации и номер аттестата аккредитации, помещенные в сертификате, должны совпасть с названием и номером, содержащимся в оттиске печати органа. Кроме того, необходимо проверить печать, которой заверена копия сертификата. Ее оттиск наносится на копию и должен быть подлинным (синим). При перемещении товара от продавца к продавцу на копии сертификата должно быть столько оттисков печатей, сколько было продавцов, причем оттиск печати последнего продавца должен быть подлинным (синим).

Приемка и хранение СИЗ

В организации может быть создана комиссия по приемке приобретенных СИЗ, однако требование об обязательности создания такой комиссии не содержится в действующих нормативных правовых документах.

Приобретенные СИЗ должны быть помещены на склад в условия хранения, которые изложены в сопроводительной документации на изделие. Обычно СИЗ хранят в заводской упаковке в отапливаемых помещениях при нормальной температуре и относительной влажности воздуха на стеллажах.

Выдача и применение СИЗ

Учет выданных работникам СИЗ и сдача ими СИЗ ведется в личных карточках, форма которых приведена в Правилах СИЗ. Важно отметить, что все графы и пункты карточки должны быть заполнены. Часто сменяемые СИЗ (шумозащитные вкладыши, перчатки и т. д.) могут размещаться непосредственно в цехах и использоваться по потребности. Сведения об их выдаче в карточку могут не вноситься. Следует помнить, что выданные средства индивидуальной защиты не становятся собственностью работника и подлежат сдаче по истечению срока носки или приведения в негодность. Запись о сдаче СИЗ в обязательном порядке должна быть сделана в личной карточке учета. В соответствии с требованиями Правил СИЗ работодатель имеет право вести учет выданных СИЗ как на бумажном носителе, так и с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ.

Подгонка, применение, уход, определение снижения защитных свойств СИЗ должны соответствовать требованиям инструкций (указаний) по их эксплуатации.

СИЗ, взятые в аренду, выдаются в соответствии с типовыми нормами. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ. (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н)

Утилизация использованных СИЗ

Часть СИЗ, пришедших в негодность, может быть использована как ветошь (спецодежда). Защитные каски, очки, лицевые части, средства индивидуальной защиты органов дыхания, щитки и т. д. должны вывозиться в места складывания отходов и далее утилизироваться как промышленные отходы. Особое внимание следует уделять сбору и утилизации отработанных противогазовых фильтров, так как они содержат высокотоксичные вещества. Их следует хранить и утилизировать в полном соответствии с указанием изготовителей этих изделий.


Количество показов: 876
Дата изменения: 17.04.2014 17:01:56
Файлы:  Загрузить

Возврат к списку

Дата изменения: 23.03.2021 20:34

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru