13.02.2017
Об изменениях ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда»
С 1 марта 2017 года начинает действовать Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015.
1. Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация»
Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:
- своих работников как работодатель;
- иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:
- по обучению и проверке знаний;
- вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства
2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности
Разделы ГОСТ 12.0.004-2015 описывают особенности обучения безопасному труду:
- в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
- непосредственно на работе;
- в обучающих организациях;
- в форме инструктажа;
- в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
- в форме проверки знаний;
- в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
- в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
- в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний
3. Уточнили и расширили состав обучающихся
Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:
- руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
- специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
- лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
- лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
- специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
- лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.
Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:
- члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
- педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.
Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей
4. Утвердили нестандартные формы обучения
Девять форм обучения безопасному труду:
- традиционное обучение в аудитории обучающего центра – лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы;
- аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
- дистанционное обучение;
- обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
- обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
- инструктаж;
- стажировка;
- проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
- проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов
5. Пояснили варианты организации обучения
Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:
- классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
- модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
- дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
- комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения
6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями
В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.
В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:
- примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
- примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
- примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
- универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»
Количество показов: 649
Дата изменения: 13.02.2017 09:57:08