Вернуться к обычному виду

Отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК ЦНЗ

13.02.2017

Об изменениях ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда»

С 1 марта 2017 года начинает действовать Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015.

 

1. Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация»

Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:

  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства

 

2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности

Разделы ГОСТ 12.0.004-2015 описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний

 

3. Уточнили и расширили состав обучающихся

Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
  • лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей

 

4. Утвердили нестандартные формы обучения

Девять форм обучения безопасному труду:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра – лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы;
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов

 

5. Пояснили варианты организации обучения

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения

 

6. Дополнили  ГОСТ 12.0.004-2015 новыми  приложениями

В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»


Количество показов: 649
Дата изменения: 13.02.2017 09:57:08

Возврат к списку

Дата изменения: 23.03.2021 20:34

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru